Бетон

Приготовление и транспортирование бетонной смеси

Глава X. БЕТОННЫЕ И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ РАБОТЫ

Основной технологической задачей при изготовлении бетонных консистенций является обеспечение четкого соответствия готовой консистенции данным составам. Эту задачку решают благодаря использованию кондиционных компонент бетонной консистенции, дозирования, включая и учет влажности инертных наполнителей.

Применение сухих консистенций просит решения ряда вопросов, связанных с их надежным тарированием, транспортированием и хранением.

Центральные бетонные либо бетонорастворные фабрики обычно обслуживают одну крупную строительную площадку, их рассчитывают на срок службы блочной конструкции до 5. 6 лет. Такие фабрики делают сборно-разборными блочной конструкции. что делает вероятным их перебазировку за 20. 30 сут на трайлерах грузоподъемностью 20 т.

Себестоимость изготовления бетонной консистенции на таких заводах выше, чем на районных бетонных заводах, и составляет около 0,5 руб/м3 при трудозатратности изготовления около 0,1. 0,2чел.-дн/м3.

Но их технологическим преимуществом является приближенность к месту употребления бетонных консистенций.

Для обслуживания рассредоточенных объектов с малозначительными объемами бетонных работ могут употребляться передвижные бетоносмесительные установки производительностью 15. 30 м3/ч. Их монтируют на особых трайлерных прицепах и перевозят с объекта на объект на буксире. Разновидностью передвижных установок являются установки, монтируемые на плавучих средствах. Передвижные установки могут работать автономно, а будучи приданы районному бетонному заводу, значительно наращивают радиус его деяния.

На рассмотренных выше бетоносмесительных заводах и в установках все рабочие операции, связанные с изготовлением консистенции, обычно, отчасти либо стопроцентно автоматизированы.

При месячной потребности в бетоне до 1,5 тыс. м3 и Отсутствии в районе строительства бетонных заводов употребляют инвентарные бетоносмесительные установки При всем этом

на таких установках должны предусматриваться устройства для четкой дозы компонент консистенции.

По методу изготовления бетона различают фабрики и установки цикличного (порционного) и непрерывного деяния, оборудованные соответственно смесительными машинами цикличного либо непрерывного деяния. Фабрики и установки непрерывного деяния эффективны при огромных объемах работ и непрерывной i укладке консистенции, к примеру при бетонировании гидротехнических сооружений.

По методу подачи компонент в смесительные машины различают одно- и двухступенчатые технологические схемы допускаемые отличия на замес не должны превосходить для воды и цемента ±1% и для наполнителей ±2%. Исследовательскими работами установлено, что при изготовлении бетонных консистенций отсутствие контроля влажности наполнителей приводит к колебаниям значений прочности бетона до 15%, а подвижности консистенции — до 3 раз. Потому на современных бетонных заводах и установках начали использовать стандартные станции управления бетонным заводом (СУБЗ), которые обеспечивают автоматическое управление дозированием консистенции, включая автоматическую корректировку воды затворения способом контроля влажности наполнителей, в том числе, к примеру, методом всеохватывающего использования нейтронных влагомеров и гамма-плотномеров в системах, учитывающих погрешности, вызываемые колебаниями большой массы наполнителей.

Для изготовления бетонной консистенции используют бетоносмеси-тельные машины, в каких составляющие перемешиваются по принципу свободного падения (гравитационного деяния), и машины, работающие по принципу принудительного смешивания (лопастные либо шнековые).

Бетоносмесители принудительного смешивания при наименьших габаритах обеспечивают более высшую однородность бетонной консистенции. Они особо эффективны для изготовления жестких бетонных консистенций и бетонов на пористых заполнителях.

Транспортирование бетонных консистенций. При перевозке бетонной консистенции главным технологическим условием является сохранение ее однородности и обеспечение требуемой для укладки подвижности. При всем этом нужно подразумевать, что при насыщенных сотрясениях во время перевозки, разгрузки либо перегрузки большой заполнитель оседает вниз, а цементное молоко и раствор всплывают ввысь и бетонная смесь теряет однородность.

На практике пользуются 3-мя технологическими схемами доставки бетонных консистенций к месту их укладки:

от места изготовления до места их разгрузки у строящегося объекта;

от места изготовления до места разгрузки конкретно в бетонируемую конструкцию;

от места разгрузки до места укладки в конструкцию.

По первой и 2-ой схемам для перевозки бетонной консистенции зависимо от расстояний, состояния дорог и других критерий могут быть применены автомобили-самосвалы, автобетоновозы и автобетоносмесители.

По третьей схеме бетонную смесь можно транспортировать кранами (в бадьях), бетононасосами, пневмонагнетателями, а при бетонировании конструкций на уровне либо ниже уровня земли—ленточными конвейерами, вибропитателями, бетононасосами и пневмонагнетателями.

При схеме, предусматривающей перегрузку бетонной консистенции на объекте, производительность устройств по приему, подаче. и рассредотачиванию бетонной консистенции должна быть на 10. 15% выше производительности обслуживающего комплекта тс.

Авто перевозки бетонной консистенции производят на автомобилях-самосвалах, автобетоновозах), автобетоносмесителях и в контейнерах либо бадьях.

Длительность авто перевозок бетонных консистенций находится в зависимости от исходной температуры бетонной консистенции, температуры воздуха, вида цемента и типа тс. В среднем длительность перемещения бетонной консистенции, исчисляемая с момента ее загрузки в тс до начала ее уплотнения, не должна превосходить 60 мин (для цементов со сроками схватывания — более 1 ч). При пониженных температурах внешнего воздуха (5. 10°С) время перевозки может быть увеличено до 120 мин. Это условие с учетом состояния дорог, допускаемой скорости движения и вида тс и определяет предельную дальность перевозки бетонной консистенции.

При перевозках бетонной консистенции, увеличивается крепкость бетона на 5. 10%. Этот эффект может быть объяснен тем, что первичная малопрочная крупнокристаллическая структура, образующаяся в консистенции сходу после ее затворения, в процессе перевозки и разгрузки от динамических воздействий разрушается и на ее базе за. счет повторной гидратации выходит вторичная, более крепкая кристаллическая структура.

В российскей практике до 80% всех бетонных консистенций доставляют в автосамосвалах. Их применение экономически и технологически оправданно при огромных объемах укладки консистенции и расстояниях перевозки менее 10. 15 км. Совместно с тем внедрение для транспортирования бетонных консистенций самосвалов приводит к их потерям в пути до 2. 3%, расслаиванию, понижению свойства консистенций от попадания осадков. Не считая того, эксплуатация автосамосвалов в прохладное время года затруднена и связана со значительными затратами ручного труда при чистке кузова от налипшей консистенции.

Автосамосвалы приспосабливают для перевозки бетонных консистенций методом наращивания бортов кузова, устройства уплотнителей примыкания заднего борта кузова, установки вибраторов на кузове, облегчающих разгрузку консистенции, но более технологичными являются спец самосвалы-бетоновозы. Они отличаются от обыденных самосвалов особым закрытым опрокидывающимся кузовом каплевидной формы, что обеспечивает сохранность и малое расслаивание консистенции. Загружают их через лючок в высшей части кузова, разгружают через секторный затвор. Ряд забугорных компаний выпускают автобетоновозы, имеющие устройства для побуждения в пути, что обеспечивает возможность порционной выгрузки консистенции и огромную дальность ее перевозки. Конструкция кузовов неких автобетоновозов имеет большой угол подъема и позволяет производить трехстороннюю разгрузку. Применение автобетоновозов наращивает радиус доставки консистенции до 30. 40 км.

Вопрос о технологически допустимой дальности перевозки бетонной консистенции в самосвалах и бетоновозах должен решаться в каждом отдельно взятом случае с учетом состава консистенции, температурных критерий, состояния покрытия дорог, типа тс и т. д. Так, к примеру, при перевозках бетонных консистенций на расстояние более 20. 30 км увеличивается адгезия к кузову самосвала. При перевозке в самосвалах на расстояние более 15 км и в бетоновозах — более 20 км бетонная смесь расслаивается и, как следствие этого, понижается конечная крепкость бетона.

Автобетоносмеситель представляет собой бетоносмесительный барабан, смонтированный на шасси автомобиля либо на полуприцепе, буксируемом седельным тягачом, и приводимый в движение от мотора автомобиля через коробку отбора мощности.

Автобетоносмесители загружают сухой консистенцией (отдозирован-ные составляющие). Вода поступает в барабан в пути следования машины из водяного бачка. Начало смешивания назначается зависимо от расстояния перевозки, обычно не ранее чем за 5. 10 мин до доставки на пункт предназначения. При всем этом дальность транспортирования ограничивается в главном экономическими соображениями. На более недлинные расстояния экономичнее перевозить в автобетоносмесителях готовую бетонную смесь с ее побуждением в пути. Дальность транспортирования бетонной консистенции при всем этом может доходить до 60. 70 км.

Значимым технологическим преимуществом автобетоносмесителей является возможность порционной выгрузки бетонной консистенции.

В забугорной практике в автобетоносмесителях перевозят также составляющие бетонной консистенции, перемешанные с маленьким количеством воды. Полученную таким макаром мокроватую массу можно перевозить на огромные расстояния, чем готовую смесь. При приближении к месту разгрузки в барабан добавляют воду до нормы. Этот способ по сопоставлению с перевозкой сухой консистенции позволяет прирастить наполнение барабана (К3=0,7), но сравнимо сложен и потому не получил широкого распространения В СССР выпуск автобетоносмесителей возрастает. При всем этом вместе с созданием машин с ограниченной вместимостью смесительного барабана начат выпуск более массивных бетоносмесителей с полезной вместимостью барабана 9 м3, монтируемых на особых полуприцепах, буксируемых авто тягачами.

При выборе методов перевозки бетонных консистенций следует учесть, что автобетоносмеситель является тяжеленной машиной массой 20 т и поболее, рассчитанной на дороги с довольно крепким покрытием. Не считая того, беря во внимание холостые пробеги этих мобильных бетоноприготовительных установок, нужны особые экономические обоснования их внедрения.

Разгрузка автосамосвалов, автобетоновозов либо автобетоносмесителей может выполняться: конкретно в опалубку бетонируемой конструкции; в переносные бункера, бадьи либо в другую тару с следующей их переноской краном в зону бетонирования; в приемные бункера бетононасосов либо пневмотранспортных установок.

При бетонировании фундаментов смесь можно разгружать из самосвала в вибропитатель и потом по вибролотку либо виброхоботу транспортировать конкретно в опалубку.

При бетонировании сооружений на отметках выше уровня земли смесь можно разгружать в бункера либо поворотные бадьи Бункера загружают с эстакад либо устанавливают в особые приямки. Вместимость бункера либо нескольких установленных впритирку друг к другу поворотных бадей должна быть несколько больше вместимости кузова самосвала, автобетонбвоза либо барабана автобетоносмесителя.

В ряде всевозможных случаев смесь доставляют на автомобилях в контейнерах. К месту укладки бетонную смесь в бадьях подают краном. В промышленном строительстве используют бадьи вместимостью 0,3, 0,6 и 0,8 м3.

Ленточные сборочные потоки используют при бетонировании непрерывным потоком мощных конструкций значимой протяженности. Их внедрение в особенности отлично в сбчетании с бетоносме-сительными машинами непрерывного деяния. Транспортировать бетонную смесь при помощи конвейеров экономически прибыльно при расстоянии менее 1500 м. Для предотвращения расслаивания бетонной консистенции и утрат ее в пути скорость движения конвейерной ленты не должна превосходить 1 м/с. Уклон ее находится в зависимости от смеси бетонной консистенции и не должен превосходить 18. 15° при подъеме консистенции с осадкой конуса до 4. 5 Washing machine, а при спуске— 12. 10°.

Во избежание воздействия осадков на водоцементное отношение консистенции над конвейерами устанавливают козырьки.

Трубопроводы для перемещения бетонных консистенций — это снутри площадочный транспорт. Этот вид транспорта при определенных критериях имеет ряд технологических преимуществ перед другими методами горизонтального и вертикального транспортирования бетонных консистенций. К их числу относятся возможность воплощения одним механизмом горизонтального и вертикального перемещения консистенций конкретно от бетонорастворного узла на строительной площадке либо от мест их разгрузки на объекте к месту укладки, возможность доставки бетонных консистенций в недоступные участки возводимого сооружения.

Основным технологическим условием для транспортирования бетонных консистенций по трубам является их достаточная степень транспортабельности (удобоперекачиваемости).

Бетонные консистенции числятся транспортабельными, если при перемещении по трубопроводам не нарушается их вязкость и однородность, а в трубопроводах не появляется пробок. Транспортабельные характеристики бетонных консистенций можно сделать лучше, вводя в состав бетона пластифицированные цементы, также искусственные добавки, к примеру золу-унос и др.

Бетонные консистенции перемещают по трубопроводам при помощи бетононасосов и пневмонагнетателей.

Бетононасосы по методу деяния подразделяют на повторяющегося (повторяющегося) и непрерывного деяния, по виду привода — с механическим и гидравлическим приводом. Они обеспечивают более высочайшие давления, более равномерное движение бетонной консистенции и высоту подачи до 100. 120 м.

Достаточно трудно перекачивать бетонные консистенции на пористых заполнителях, так как под воздействием возникающего в бетоноводе давления возрастает поглощение заполнителем воды затво.рения и, как следствие этого, смесь теряет подвижность и в бетоноводе образуются пробки.

Существует ряд технологических приемов, позволяющих перекачивать бетонные консистенции на пористых заполнителях. К ним, к примеру, относится предварительное насыщение заполнителя водой для компенсации ее отжатия в поры заполнителя под давлением. В любом случае требуются особые расчеты состава бетонной консистенции и выбор бетононасосов с учетом определенной схемы прокладки бетоновода и утрат давлений в нем.

Бетононасосу придается набор железных труб, состоящий из главных звеньев длиной 3 м, соединяемых при помощи быстро-разъемных рычажных зажимов, дополнительных звеньев длиной 0,3, 0,6 0,9, 1 и 1,5 м и криволинейных звеньев с углами поворота 90, 45 и 30°.

При применении бетононасосов гидравлического деяния, обеспечивающих более высочайшие давления, можно использовать облегченные трубопроводы из тонкостенных железных труб либо труб из полимерных материалов. При крупности щебня до 30 мм внутренний поперечник труб должен быть менее 75. 100 мм.

При прокладке бетоновода нужно учесть сопротивления, возникающие в вертикальных частях бетоновода и в коленах. Так, вертикальный участок бетоновода длиной 1 м и колена под углом 90, 45 и 30° эквивалентны по сопротивлению горизонтальному бетоноводу длиной соответственно 8, 12, 7 и 5 м.

До транспортирования бетонной консистенции трубопровод смазывают, прокачивая через него известковое тесто либо цементный раствор. После окончания бетонирования бетоновод промывают водой под давлением и пропускают через него эластичный пыж. При перерыве более чем на 30 мин смесь во избежание образования пробок в бетоноводе активизируют путем периодического включения бетононасоса, при перерывах более чем на 1 ч бетоновод полностью освобождают от смеси.

Для прямой и обратной связи между бетононасосом и местом приема смеси существует система дистанционного управления, позволяющая в нужный момент останавливать бетононасос.

В настоящее время в строительстве широко применяют мобильные бетононасосы. Они смонтированы на специальных прицепах и работают по схеме «бетонирование — переезд — бетонирование».

Вариантом мобильного бетононасоса является автобетононасос, смонтированный на шасси автомобиля и оборудованный полноповоротной гидравлической управляемой стрелой, позволяющей пода-ч вать бетонную смесь в зависимости от длины стрелы на высоту до 23 м и по горизонтали на расстояние до 27 м. По стреле, состоящей из трех шарнирно сочлененных частей. проходит бетоновод с шарнирными-вставками в местах сочленений стрелы, заканчивающийся гибким рукавом. Управление стрелой дистанционное.

При работе автобетононасос устанавливают на выносные опоры, а при переезде приводят в транспортное положение Наличие стрелы позволяет укладывать бетонную смесь в любую точку трех-четырехэтажного здания, а также в труднодоступные места

При необходимости стрелу автобетононасоса можно устанавливать отдельно на бетонируемом сооружении или на башенном кране.

Надежную работу бетононасоса обеспечивает качественная бетонная смесь, что достигается транспортированием смеси автобетоносмесителями или установкой у бетононасоса специальных перегрузочных устройств, перемешивающих смесь и загружающих ее порциями в приемный бункер бетононасоса.

READ  Бетон для тротуарной плитки пропорции

Для непрерывной работы бетононасоса ему должно быть придано достаточное число автобетоносмесителей. Условно можно считать, что для обеспечения непрерывной работы насоса при расстояниях 3, 5, 10 и 15 км необходимо соответственно 5, 6, 9 и 13 автобетоносмесителей. В массовом строительстве для этих целей наиболее экономично применять автобетоносмесители с вместимостью барабана до 5. 6 м3, так как более мощные машины устанавливают на полуприцепы и поэтому они менее маневренны.

Вторым условием надежной работы бетононасоса является наличие четко взаимоувязанной технологической- цепочки «бетонный завод (узел) — автобетоносмеситель — бетононасос» или «бетонный завод (узел) — самосвал — перегружатель — бетононасос». С этой целью создают так называемые бетоноукладочные комплексы. в которые включают нормокомплект оборудования (автобетононасос, автобетоносмесители или самосвалы с перегружателем, устройство для двусторонней связи, вибраторы н другое необходимое оборудование). Экипаж автобетоноукладочного комплекса обычно состоит из машиниста-оператора автобетононасоса и его помощника, шоферов автобетоносмесителей, слесаря и бригады бетонщиков. Как показывает отечественный опыт, суточная производительность одного бетоноукладочного комплекса 500. 600 м3, а сменная выработка на одного человека 35. 40 м3.

Работа бетононасоса наиболее эффективна при положительной температуре окружающей среды. Однако имеется практика их применения без существенного снижения подачи и при температурах воздуха, доходящих до — 15°С, но для этого необходимо утеплить бетоноводы, подогревать бетонную смесь, обеспечить непрерывность в работе, применять химические добавки, снижающие точку замерзания смеси, и т. д.

Начат также промышленный выпуск бетононасосов в северном исполнении, рассчитанных на работу при температурах до — 40°С.

Дальнейшее совершенствование конструкций бетононасосов и расширение их технологических возможностей предусматривается в основном за счет создания гидропривода с давлением 25. 35МПа, снижения массы насоса, повышения его компактности и улучшения манипуляционных возможностей приданных автобетононасосам стрел-манипуляторов.

Пневмонагнетатели (пневмотранспортные установки) применяют в строительстве для подачи бетонной смеси в труднодоступные участки сооружений, при бетонировании обделок туннелей, заделки стыков и т. д.

Серийно выпускаемые отечественные пневмонагнетатели (пневмотранспортные установки — ПТУ), имеющие вместимость 400 и 800 л и максимальную производительность до 20 м3/1 дают бетонную смесь по вертикали на высоту до 35 м и по горизонтали на расстояние до 200 м. Пневмонагнетатель состоит из сварного резервуара, в верхней части которого имеется загрузочная воронка с герметичным затвором. В нижней части пневмон; нетателя имеется горловина, к которой присоединяют бетоновод Воздух, подаваемый в верхнюю часть камеры, тесняет смесь в горловину и выдавливает ее в бетоновод.

Схема пневмотранспортной установке производительностью 6. 8 м3/ч для перемещения бетонных смесей, а также сухих и влажных сыпучих материалов.

Установка выполнена в виде емкости полезной вместимостью 1000 л с мешалкой-побудителем. В емкость под давлением до 0,7 МПа подают сжатый воздух, смесь перемешивается, насыщается воздухом и выдавливается в бетоновод. В выходном патрубке смесь дополнительно насыщается воздухом и за счет перекрывания выходного отверстия лопастью мешалки-побудителя разделяется на порции, что обеспечивает большие дальность и высоту транспортирования.

Учитывая, что бетон подается пневмотранспортными установками с высокими скоростями (около 3. 5 м/с) и под давлением до 0,7 МПа, на конце бетоновода необходимо устанавливать специальные гасящие устройства.

Приготовление и транспортирование бетонной смеси

Приготовление бетонной смеси производится чаще всего на централизованных, высокомеханизированных стационарных заводах и установках. Реже используются мобильные бетонные заводы и установки в тех случаях, когда строительство ведется вдали от крупных населенных пунктов. Также при расположении объекта строительства на большом расстоянии от завода применяют технологию сухих бетонных смесей. В этом случае доставку и приготовление бетонной смеси осуществляют автобетоносмесителями. Для транспортирования бетонной смеси в зависимости от ее первоначальной подвижности, скорости схватывания применяемого цемента, дальности перевозок, а также состояния дорог могут применяться автобетоновозы и усовершенствованные автосамосвалы. В целях предотвращения расслоения и сохранения технологических свойств перевозимой бетонной смеси рекомендуется следующее:

− перевозки бетонной смеси осуществлять по дорогам и подъездным путям с жестким покрытием, не имеющим выбоин и других дефектов;

транспортирование бетонной смеси организовать так, чтобы максимально сократить количество перегрузочных операций и по возможности осуществить разгрузку смеси непосредственно в бетонируемую конструкцию или бетоноукладочное оборудование;

− ограничить высоту свободного падения бетонной смеси при выгрузке ее из автотранспортных средств до 1, 5 м;

− перевозку бетонных смесей в зимних условиях или в условиях сухого и жаркого климата осуществлять согласно специальным организационно-техническим мероприятиям. При соблюдении перечисленных требований бетонную смесь допускается перевозить на расстояние до 20 км.

Укладка бетонной смеси состоит из следующих операций: подачи бетонной смеси к месту укладки, выгрузки, распределения, разравнивания и уплотнения. Перед началом работ по укладке бетонной смеси основание должно быть очищено от мусора, грязи, снега, льда, при необходимости промыто, а вода, оставшаяся на поверхности, удалена. Арматура очищается от отслаивающейся ржавчины. При укладке бетонной смеси непрерывно наблюдают за состоянием опалубки, оснастки. При появлении деформаций или смещении отдельных элементов опалубки следует немедленно их устранить и в случае необходимости прекратить работы на этом участке.

Метод подачи бетонной смеси в конструкции для конкретных условий определяется проектом производства работ (ППР). В большинстве случаев бетонирование монолитных конструкций производят по схеме «кран−бадья». Для бетонирования конструкций нулевого цикла применяются как самоходные стреловые краны (автомобильные, пневмоколесные), так и рельсовые («нулевики») башенные краны.

Широкое применение кранового способа подачи бетонной смеси определяется тем, что данный способ применим для любых объемов и конструкций монолитного строительства. Доставленная на строительный объект бетонная смесь выгружается в бадьи и подается кранами в опалубку бетонируемой конструкции. По устройству и принципу действия бадьи подразделяют на поворотные и неповоротные. Наиболее распространены поворотные бадьи. Подача бетонной смеси в поворотных бадьях на строительной площадке производится следующим образом. В зоне действия крана укладывается настил из щитов, на котором вплотную одна к другой устанавливаются поворотные бадьи. Автотранспортное средство, выгружаясь, равномерно заполняет бадьи бетонной смесью. Вместимость кузова автомобиля должна быть кратна вместимости бадей, а ширина кузова кратна или равна ширине их загрузочного отверстия. Перед подъемом краном бадьи с бетонной смесью проверяется исправность предохранительного устройства, исключающего самооткрывание затвора бадьи. Высота выгрузки бетонной смеси в конструкцию не должна превышать 1,5 м, при большей высоте выгрузки во избежание расслоения бетонной смеси следует применять виброхоботы.

Уплотнение бетонной смеси при бетонировании монолитных фундаментов осуществляется глубинными вибраторами. Эффективность уплотнения бетонной смеси при внутреннем вибрировании определяется радиусом действия глубинного вибратора в бетонной смеси и параметрами вибрирования. Диаметр рабочего наконечника глубинного вибратора выбирают в зависимости от степени армирования и размеров бетонируемой конструкции по открытой поверхности. Уплотняя бетонную смесь, вибратор погружают в уплотняемый слой вертикально или с наклоном к вертикали под углом не более 35°. При этом конец вибронаконечника погружают в ранее уложенный слой на глубину 5−10 Washing machine. Вибратор быстро опускается в уплотняемый слой бетонной смеси, остается неподвижным в течение 20−40 с, а затем медленно вытаскивается дня обеспечения заполнения бетонной смесью пространства, освобождаемого вибратором. Толщина слоя, уплотняемого ручным глубинным вибратором, не должна превышать 1,25 длины рабочей части вибратора. Шаг перестановки вибратора не должен превышать полуторного радиуса его действия. Радиус действия, а следовательно, и шаг перестановки глубинных вибраторов зависят от характеристики вибратора.

Уплотнение бетонной смеси можно считать хорошим, если оседание бетонной смеси закончено, в местах примыкания бетона к опалубке появилось цементное молоко, прекратилось выделение больших пузырьков воздуха на поверхности. Уход за бетонной смесью заключается в наблюдении и контроле за тепловлажностным режимом твердения (зимой − прогрев, летом − мероприятия по укрытию, поливу и т.д.). Распалубливание (снятие опалубки) осуществляется после набора бетоном не менее 70 % проектной прочности.

ПРИГОТОВЛЕНИЕ И ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ БЕТОННОЙ СМЕСИ

Основной технологической задачей при приготовлении бетонных смесей является обеспечение точного соответствия готовой смеси заданным составам. Эту задачу решают благодаря использованию кондиционных компонентов бетонной смеси, точности их дозирования, включая и учет влажности инертных заполнителей.

Применение сухих смесей требует решения ряда вопросов, связанных с их надежным тарированием, транспортированием и хранением.

Центральные бетонные или бетонорастворные заводы обычно обслуживают одну крупную строительную площадку, их рассчитывают на срок службы блочной конструкции до 5. 6 лет. Такие заводы выполняют сборно-разборными блочной конструкции (рис. Х.21), что делает возможным их перебазировку за 20. 30 суток на трайлерах грузоподъемностью 20 т.

Себестоимость приготовления бетонной смеси на таких заводах выше, чем на районных бетонных заводах, и составляет около 0,5 руб/м 3 при трудоемкости приготовления около 0,1. 0,2 чел.-дн/м 3. Однако их технологическим преимуществом является приближенность к месту потребления бетонных смесей.

Для обслуживания рассредоточенных объектов с незначительными объемами бетонных работ могут использоваться передвижные бетоносмесительные установки (рис. Х.22) производительностью 15. 30 м 3 /ч. Их монтируют на специальных трайлерных прицепах и перевозят с объекта на объект на буксире. Разновидностью передвижных установок являются установки, монтируемые на плавучих средствах. Передвижные установки могут работать автономно, а будучи приданы районному бетонному заводу, существенно увеличивают радиус его действия.

На рассмотренных выше бетоносмесительных заводах и в установках все рабочие операции, связанные с приготовлением смеси, как правило, частично или полностью автоматизированы.

При месячной потребности в бетоне до 1,5 тыс. м 3 и отсутствии в районе строительства бетонных заводов используют инвентарные бетоносмесительные установки (рис. Х.23). При этом на таких установках должны предусматриваться устройства для точной дозировки компонентов смеси.

По способу приготовления бетона различают заводы и установки цикличного (порционного) и непрерывного действия, оборудованные соответственно смесительными машинами цикличного или непрерывного действия. Заводы и установки непрерывного действия эффективны при больших объемах работ и непрерывной укладке смеси, например при бетонировании гидротехнических сооружений.

По способу подачи компонентов в смесительные машины различают одно- и двухступенчатые технологические схемы (рис. Х.24).

При одноступенчатой схеме материалы подают в накопительные бункера, и затем через систему дозаторов под действием собственной массы (гравитационный принцип) они опускаются в бетоносмесительные машины. Это облегчает возможность автоматизации приготовления смеси. При двухступенчатой схеме получается двукратный подъем материалов. Заводы с одноступенчатой схемой более компактны (рис. Х.25), но имеют значительную высоту (20. 30 м), что усложняет их монтаж. В этой связи их рекомендуется применять при расходе бетона свыше 25. 35 м 3 /ч.

Все компоненты бетонной смеси дозируют по массе. При этом допускаемые отклонения на замес не должны превышать для воды и цемента ±1% и для заполнителей ±2%.

Исследованиями установлено, что при приготовлении бетонных смесей отсутствие контроля влажности заполнителей приводит к колебаниям значений прочности бетона до 15%, а подвижности смеси — до 3 раз. Поэтому на современных бетонных заводах и установках начали применять стандартные станции управления бетонным заводом (СУБЗ), которые обеспечивают автоматизированное управление дозированием смеси, включая автоматическую корректировку воды затворения методом контроля влажности заполнителей, в том числе, например, путем комплексного использования нейтронных влагомеров и гамма-плотномеров в системах, учитывающих погрешности, вызываемые колебаниями объемной массы заполнителей.

Для приготовления бетонной смеси применяют бетоносмесительные машины, в которых составляющие перемешиваются по принципу свободного падения (гравитационного действия), и машины, работающие по принципу принудительного перемешивания (лопастные или шнековые).

Бетоносмесители принудительного перемешивания при меньших габаритах обеспечивают более высокую однородность бетонной смеси. Они особо эффективны для приготовления жестких бетонных смесей и бетонов на пористых заполнителях.

При бетонировании фундаментов смесь можно разгружать из самосвала в вибропитатель и затем по вибролотку (рис. Х.27) или виброхоботу транспортировать непосредственно в опалубку.

При бетонировании сооружений на отметках выше уровня земли смесь можно разгружать в бункера или поворотные бадьи (рис. Х.28). Бункера загружают с эстакад или устанавливают в специальные приямки.

Вместимость бункера или нескольких установленных вплотную друг к другу поворотных бадей должна быть несколько больше вместимости кузова самосвала, автобетоновоза или барабана автобетоносмесителя.

В ряде случаев смесь доставляют на автомобилях в контейнерах. К месту укладки бетонную смесь в бадьях подают краном.

В промышленном строительстве применяют бадьи вместимостью 0,3, 0,6 и 0,8 м 3.

Ленточные конвейеры применяют при бетонировании непрерывным потоком массивных конструкций значительной протяженности. Их использование особенно эффективно в сочетании с бетоносмесительными машинами непрерывного действия. Транспортировать бетонную смесь с помощью конвейеров экономически выгодно при расстоянии не более 1500 м. Для предотвращения расслаивания бетонной смеси и потерь ее в пути скорость движения Конвейерной ленты не должна превышать 1 м/с. Уклон ее зависит от консистенции бетонной смеси и не должен превышать 18. 15° при подъеме смеси с осадкой конуса до 4. 5 Washing machine, а при спуске — 12. 10°.

Во избежание влияния атмосферных осадков на водоцементное отношение смеси над конвейерами устанавливают козырьки.

Трубопроводы для перемещения бетонных смесей — это внутри площадочный транспорт. Этот вид транспорта при определенных условиях имеет ряд технологических преимуществ перед другими способами горизонтального и вертикального транспортирования бетонных смесей. К их числу относятся возможность осуществления одним механизмом горизонтального и вертикального перемещения смесей непосредственно от бетонорастворного узла на строительной площадке или от мест их разгрузки на объекте к месту укладки, возможность доставки бетонных смесей в труднодоступные участки возводимого сооружения.

Главным технологическим условием для транспортирования бетонных смесей по трубам является их достаточная степень транспортабельности (удобоперекачиваемости).

Бетонные смеси считаются транспортабельными, если при перемещении по трубопроводам не нарушается их вязкость и однородность, а в трубопроводах не образуется пробок. Транспортабельные свойства бетонных смесей можно улучшить, вводя в состав бетона пластифицированные цементы, а также искусственные добавки, например золу-унос и др.

Бетонные смеси перемещают по трубопроводам с помощью бетононасосов и пневмонагнетателей.

Бетононасосы по способу действия подразделяют на периодического (циклического) и непрерывного действия, по виду привода — с механическим и гидравлическим приводом. Они обеспечивают более высокие давления, более равномерное движение бетонной смеси и высоту подачи до 100. 120 м.

На рис. Х.29 показана принципиальная схема одной из распространенных конструкций бетононасосов с гидравлическим приводом. Бетононасос состоит из рамы, двигателя, приемного бункера с колосниковой решеткой и мешалкой, двух управляющих и двух рабочих гидроцилиндров, маятникового патрубка в виде изогнутой трубы, один конец которой шарнирно соединен с бетоноводом, а второй поочередно соединяется с отверстиями рабочих цилиндров насосной станции, подающей рабочую жидкость в управляющие гидроцилиндры, и системы привода остальных механизмов и золотникового распределительного устройства.

Каждая пара цилиндров (управляющего и рабочего) расположена на одной оси, а штоки цилиндров соединены между собой муфтами. Поршни каждой пары цилиндров движутся одновременно во взаимнопротивоположных направлениях. Когда бетонная смесь всасывается в один из рабочих цилиндров, поршень второго выталкивает ее через маятниковый патрубок в бетоновод.

READ  Как правильно класть ламинат на бетонный пол

Маятниковый патрубок работает синхронно с рабочими цилиндрами, открывая их отверстия в момент всасывания смеси из приемного бункера и соединяя с бетоноводом в момент нагнетания. Такая конструкция с теми или иными изменениями принята в выпускаемых отечественных бетононасосах АБН-60, БН-80-20 и др.

Современные конструкции бетононасосов с гидравлическим приводом обеспечивают надежное перекачивание бетонной смеси на плотных заполнителях с осадкой стандартного конуса 8. 12 Washing machine и крупностью фракций 5. 30 мм.

Довольно сложно перекачивать бетонные смеси на пористых заполнителях, поскольку под воздействием возникающего в бетоноводе давления увеличивается поглощение заполнителем воды затворения и, как следствие этого, смесь теряет подвижность и в бетоноводе образуются пробки.

Существует ряд технологических приемов, позволяющих перекачивать бетонные смеси на пористых заполнителях. К ним, например, относится предварительное насыщение заполнителя водой для компенсации ее отжатия в поры заполнителя под давлением. В любом случае требуются специальные расчеты состава бетонной смеси и выбор бетононасосов с учетом конкретной схемы прокладки бетоновода и потерь давлений в нем.

Бетононасосу придается комплект стальных труб, состоящий из основных звеньев длиной 3 м, соединяемых с помощью быстроразъемных рычажных зажимов, доборных звеньев длиной 0,3, 0,6 0,9, 1 и 1,5 м и криволинейных звеньев с углами поворота 90, 45 и 30°.

При применении бетононасосов гидравлического действия, обеспечивающих более высокие давления, можно использовать облегченные трубопроводы из тонкостенных стальных труб или труб из полимерных материалов. При крупности щебня до 30 мм внутренний диаметр труб должен быть не более 75. 100 мм.

При прокладке бетоновода необходимо учитывать сопротивления, возникающие в вертикальных частях бетоновода и в коленах. Так, вертикальный участок бетоновода длиной 1 м и колена под углом 90, 45 и 30° эквивалентны по сопротивлению горизонтальному бетоноводу длиной соответственно 8, 12, 7 и 5 м.

Перед началом транспортирования бетонной смеси трубопровод смазывают, прокачивая через него известковое тесто или цементный раствор. После окончания бетонирования бетоновод промывают водой под давлением и пропускают через него эластичный пыж. При перерыве более чем на 30 мин смесь во избежание образования пробок в бетоноводе активизируют путем периодического включения бетононасоса, при перерывах более чем на 1 ч бетоновод полностью освобождают от смеси.

Для прямой и обратной связи между бетононасосом и местом приема смеси существует система дистанционного управления, позволяющая в нужный момент останавливать бетононасос.

В настоящее время в строительстве широко применяют мобильные бетононасосы. Они смонтированы на специальных прицепах и работают по схеме «бетонирование — переезд — бетонирование».

Вариантом мобильного бетононасоса является автобетононасос, смонтированный на шасси автомобиля и оборудованный полноповоротной гидравлической управляемой стрелой, позволяющей подавать бетонную смесь в зависимости от длины стрелы на высоту до 23 м и по горизонтали на расстояние до 27 м. По стреле, состоящей из трех шарнирно сочлененных частей (рис. Х.30), проходит бетоновод с шарнирными вставками в местах сочленений стрелы, заканчивающийся гибким рукавом. Управление стрелой дистанционное.

При работе автобетононасос устанавливают на выносные опоры, а при переезде приводят в транспортное положение (рис. Х.31). Наличие стрелы позволяет укладывать бетонную смесь в любую точку трех-четырех этажного здания, а также в труднодоступные места (рис. Х.32)

При необходимости стрелу (рис. Х.33) автобетононасоса можно устанавливать отдельно на бетонируемом сооружении или на башенном кране.

Надежную работу бетононасоса обеспечивает качественная бетонная смесь, что достигается транспортированием смеси автобетоносмесителями или установкой у бетононасоса специальных перегрузочных устройств, перемешивающих смесь и загружающих ее порциями в приемный бункер бетононасоса.

Для непрерывной работы бетононасоса ему должно быть придано достаточное число автобетоносмесителей. Условно можно считать, что для обеспечения непрерывной работы насоса при расстояниях 3, 5, 10 и 15 км необходимо соответственно 5, 6, 9 и 13 автобетоносмесителей. В массовом строительстве для этих целей наиболее экономично применять автобетоносмесители с вместимостью барабана до 5. 6 м 3. так как более мощные машины устанавливают на полуприцепы и поэтому они менее маневренны.

Вторым условием надежной работы бетононасоса является наличие четко взаимоувязанной технологической цепочки «бетонный завод (узел) — автобетоносмеситель — бетононасос» или «бетонный завод (узел) — самосвал — перегружатель — бетононасос». С этой целью создают так называемые бетоноукладочные комплексы (рис. Х.34), в которые включают нормокомплект оборудования (автобетононасос, автобетоносмесители или самосвалы с перегружателем, устройство для двусторонней связи, вибраторы и другое необходимое оборудование). Экипаж автобетоноукладочного комплекса обычно состоит из машиниста-оператора автобетононасоса и его помощника, шоферов автобетоносмесителей, слесаря и бригады бетонщиков. Как показывает отечественный опыт, суточная производительность одного бетоноукладочного комплекса 500. 600 м 3. а сменная выработка на одного человека 35. 40 м 3.

Наряду с этим использование бетононасосов, по сравнению с подачей бетона в бадьях, позволяет при объеме бетонных работ около 5000 м 3 и производительности бетононасоса около 40 м 3 /ч снизить трудоемкость работ с 0,17 до 0,06 чел.-дн/м 3 и получить экономический эффект около 2 руб/м 3.

Этот способ имеет и ряд чисто технологических преимуществ, включая возможность доставки бетонной смеси без перегрузок в труднодоступные участки сооружений, работы независимо от силы ветра, отсутствие дополнительных воздействий при разгрузке смеси на подмости и др.

Работа бетононасоса наиболее эффективна при положительной температуре окружающей среды. Однако имеется практика их применения без существенного снижения подачи и при температурах воздуха, доходящих до —15°С, но для этого необходимо утеплить бетоноводы, подогревать бетонную смесь, обеспечить непрерывность в работе, применять химические добавки, снижающие точку замерзания смеси, и т. д.

Начат также промышленный выпуск бетононасосов в северном исполнении, рассчитанных на работу при температурах до —40°С.

Дальнейшее совершенствование конструкций бетононасосов и расширение их технологических возможностей предусматривается в основном за счет создания гидропривода с давлением 25. 35МПа, снижения массы насоса, повышения его компактности и улучшения манипуляционных возможностей приданных автобетононасосам стрел-манипуляторов.

Пневмонагнетатели (пневмотранспортные установки) применяют в строительстве для подачи бетонной смеси в труднодоступные участки сооружений, при бетонировании обделок туннелей, заделки стыков и т. д.

Серийно выпускаемые отечественные пневмонагнетатели (пневмотранспортные установки — ПТУ), имеющие вместимость 400 и 800 л и максимальную производительность до 20 м 3 /ч, подают бетонную смесь по вертикали на высоту до 35 м и по горизонтали на расстояние до 200 м. Пневмонагнетатель состоит из сварного резервуара, в верхней части которого имеется загрузочная воронка с герметичным затвором. В нижней части пневмонагнетателя имеется горловина, к которой присоединяют бетоновод (рис. Х.35). Воздух, подаваемый в верхнюю часть камеры, вытесняет смесь в горловину и выдавливает ее в бетоновод.

На рис. Х.36 показана схема пневмотранспортной установки производительностью 6. 8 м 3 /ч для перемещения бетонных смесей, а также сухих и влажных сыпучих материалов.

Установка выполнена в виде емкости полезной вместимостью 1000 л с мешалкой-побудителем. В емкость под давлением до 0,7 МПа подают сжатый воздух, смесь перемешивается, насыщается воздухом и выдавливается в бетоновод. В выходном патрубке смесь дополнительно насыщается воздухом и за счет перекрывания выходного отверстия лопастью мешалки-побудителя разделяется на порции, что обеспечивает большие дальность и высоту транспортирования.

Учитывая, что бетон подается пневмотранспортными установками с высокими скоростями (около 3. 5 м/с) и под давлением до 0,7 МПа, на конце бетоновода необходимо устанавливать специальные гасящие устройства.

Приготовление и транспортирование бетонной смеси

К выполнению курсового проекта

По «Технологии строительных процессов»

1.4. Приготовление и транспортирование бетонной смеси…. …….6

1.5. Бетонные работы (подача, укладка, уплотнение, уход, распалублиние) ……………………….…………………………. ……. 7

СОСТАВ И КУРСОВОГО ПРОЕКТА…….…. 9

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМОВ РАБОТ….10

3.1.Определение объемов земляных работ………………. ……….10

3.2. Определение объемов работ при устройстве монолитных

ВЫБОР И ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДОВ ПРОИЗВОДСТВА

ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СРАВНЕНИЕ ВАРИАНТОВ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТРУДОВЫХ ЗАТРАТ И ЗАРАБОТНОЙ

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ГРАФИКА ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ……27

ОСНОВНЫЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОИЗВОДСТВУ РАБОТ И БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА…………………………………………….28

Цель курсового проекта – закрепление и дальнейшее углубление знаний в области технологии и организации земляных и бетонных работ и выработка практических навыков в технологическом проектировании при разработке технологических карт.

Технологическая карта (ТК) является одним из основных документов по технологии и организации производства работ. т.к. способствует улучшению организации производства, повышению производительности труда и его научной организации, снижению себестоимости, улучшению качества и сокращению продолжительности строительства, безопасному выполнению работ, организации ритмичной работы и рациональному использованию трудовых ресурсов.

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОИЗВОДСТВУ РАБОТ

В зависимости от варианта разрабатывается технологическая карта на нулевой цикл возводимого здания или сооружения. Технологические кар­ты разрабатываются в соответствии с руководством по разработке типовых технологических карт и СНиП 12-01-2004 «Организация строительства». В технологических картах должны отражаться следующие вопросы:

− область применения технологической карты;

− организация и технология строительного процесса;

− калькуляция трудозатрат и заработной платы;

− потребность в материалах, машинах и механизмах, оснастке и при­способлениях и средства защиты рабочих;

− техника безопасности, охрана труда и окружающей среды.

При решении вопросов, связанных с производством земляных работ, необходимо обосновать выбор способов производства работ и подбор машин для разработки грунта.

Комплексный процесс устройства монолитных фундаментов включает: установку опалубки, укладку арматуры, транспортировку бетонной смеси, ее прием, укладку, уплотнение, уход за твердеющим бетоном и распалубливание.

Организация процесса устройства монолитных фундаментов должна обеспечивать соблюдение основных принципов поточного производства − непрерывность и равномерность. Для этого проектируемые фундаменты разбиваются на захватки, объем работ на которых должен быть приблизительно равным. Исходя из состава комплексного процесса работ нулевого цикла рассмотрены его основные разделы.

Выбор метода производства земляных работ, выбор экскаватора, схема его движения и тип забоя зависят от геометрических размеров здания в плане, от типа фундаментов, глубины их заложения, вида и состояния грунтов и ряда факторов, присущих конкретному объекту.

− разработку грунта под ленточные фундаменты жилых зданий без подвала целесообразно выполнять траншейным способом экскаваторами, оборудованными обратной лопатой, продольными проходками по главным осям здания;

− разработку грунта под ленточные фундаменты жилых зданий с подвалом выполнять сплошным котлованом экскаваторами с обратной лопатой, продольными проходками. За пределами границ фундаментов в котлован устраивается съезд с i = 15 % ;

− разработку грунта под фундаменты промышленных зданий (двух-, трех-, четырехпролетных) выполнять экскаваторами с обратной лопатой, продольными проходками. При шаге колонн 6 м − траншейным способом с устройством съездов; при шаге 12 м и более

грунт разрабатывать под каждый фундамент отдельными котлованами;

− разработку грунта под свайное поле (фундаменты на сваях − ростверки) выполнять сплошным котлованом с устройством съезда. Габариты котлована должны предусматривать: а) уширение его от проектных размеров по каждой оси в зависимости от схемы забивки свай, движения сваебойного агрегата, его типа; б) дополнительную площадку перед съездом для стоянки копровой установки при забивке последнего ряда (куста) свай по окончании работ.

Разработка грунта производится с устройством откосов, крутизна которых в грунтах естественной влажности принимается по СНиП 12-04-02 «Безопасность труда в строительстве» Строительное производство (прил. 2). При определении размеров котлована или траншеи понизу необходимо учитывать, что расстояние от подошвы откоса до края фундамента должно обеспечивать передвижение рабочих при выполнении работ и должно быть не менее 60 Washing machine

Рис. 1. Определение размеров котлована, траншеи

При разработке грунта под свайное основание дается дополнительное уширение котлована (от 0,7 до 1,0 м), если сваи подаются с бровки в котлован трубоукладчиком. Разработка грунта экскаваторами, оборудованными обратной лопатой, производится, как правило, продольными проходками, торцевым или боковым забоем. Ширина проходки, при которой достигается наиболее производительная работа экскаватора, определяется как. Число проходок определяется делением ширины котлована поверху на ширину проходки. Корректировка предпочтительнее на уменьшение ширины проходок при соответствующем увеличении их числа.

Изготовление опалубки должно, как правило, производиться централизованно на специализированных заводах или цехах. Наиболее распространенный тип опалубки универсального назначения − разборно-переставная мелкощитовая − применяется для бетонирования самых различных конструкций. Опалубка включает щиты, поддерживающие элементы крепления и соединения. Масса отдельных элементов не превышает 50 кг. Щиты каркасной конструкции могут быть выполнены или полностью из металла, или комбинированными, с использованием в качестве палубы дерева, фанеры, древесно-стружечных плит, пластика. Для бетонирования фундаментов под отдельно стоящие колонны распространение получили различные виды блочной опалубки. Установленная конструкция опалубки должна быть прочной, устойчивой, герметичной и обеспечивать соблюдение следующих общих требований:

− высокого качества поверхности бетона и минимальной адгезии;

− удобства ремонта и замены элементов, вышедших из строя;

− необходимой прочности, жесткости и устойчивости под воздействи­ем нагрузок при бетонировании;

− необходимой точности размеров монолитных конструкций;

− быстрого монтажа, демонтажа и возможности перекладки в условиях строительной площадки.

Достоинство монолитного железобетона во многом определяет рациональное армирование. Количество арматуры и ее расположение определяются прочностными и деформативными требованиями. В качестве арматуры применяют сталь, а также материалы в виде волокон из пластмасс, стекла, базальта. Конструкции армируют отдельными прямыми или гнутыми стержнями, сетками или пространственными каркасами. Соединение арматурных стержней на стройплощадке осуществляется с помощью дуговой электросварки или скрутки вязальной проволокой. В состав арматур­ных работ включаются: изготовление, укрупнительная сборка, установка на место бетонирования арматурных каркасов. При этом изготовление ар­матурных конструкций плоских каркасов производится в специализированных арматурных цехах или мастерских строительных организаций.

Приготовление и транспортирование бетонной смеси

Приготовление бетонной смеси производится чаще всего на централизованных, высокомеханизированных стационарных заводах и установках. Реже используются мобильные бетонные заводы и установки в тех случаях, когда строительство ведется вдали от крупных населенных пунктов. Также при расположении объекта строительства на большом расстоянии от завода применяют технологию сухих бетонных смесей. В этом случае доставку и приготовление бетонной смеси осуществляют автобетоносмесителями.

Для транспортирования бетонной смеси в зависимости от ее первоначальной подвижности, скорости схватывания применяемого цемента, дальности перевозок, а также состояния дорог могут применяться автобетоновозы и усовершенствованные автосамосвалы. В целях предотвращения расслоения и сохранения технологических свойств перевозимой бетонной смеси рекомендуется следующее:

− перевозки бетонной смеси осуществлять по дорогам и подъездным путям с жестким покрытием, не имеющим выбоин и других дефектов;

транспортирование бетонной смеси организовать так, чтобы макси­мально сократить количество перегрузочных операций и по возможности осуществить разгрузку смеси непосредственно в бетонируемую конструкцию или бетоноукладочное оборудование;

− ограничить высоту свободного падения бетонной смеси при выгрузке ее из автотранспортных средств до 1, 5 м;

READ  Как залить столешницу из бетона

− перевозку бетонных смесей в зимних условиях или в условиях сухого и жаркого климата осуществлять согласно специальным организационно-техническим мероприятиям. При соблюдении перечисленных требований бетонную смесь допускается перевозить на расстояние до 20 км.

(подача, укладка, уплотнение, уход, распалубливание)

Укладка бетонной смеси состоит из следующих операций: подачи бетонной смеси к месту укладки, выгрузки, распределения, разравнивания и уплотнения. Перед началом работ по укладке бетонной смеси основание должно быть очищено от мусора, грязи, снега, льда, при необходимости промыто, а вода, оставшаяся на поверхности, удалена. Арматура очищается от отслаивающейся ржавчины. При укладке бетонной смеси непрерывно наблюдают за состоянием опалубки, оснастки. При появлении деформаций или смещении отдельных элементов опалубки следует немедленно их устранить и в случае необходимости прекратить работы на этом участке.

Метод подачи бетонной смеси в конструкции для конкретных условий определяется проектом производства работ (ППР). В большинстве случаев бетонирование монолитных конструкций производят по схеме «кран−бадья». Для бетонирования конструкций нулевого цикла применяются как самоходные стреловые краны (автомобильные, пневмоколесные), так и рельсовые («нулевики») башенные краны.

Широкое применение кранового способа подачи бетонной смеси определяется тем, что данный способ применим для любых объемов и конструкций монолитного строительства. Доставленная на строительный объект бетонная смесь выгружается в бадьи и подается кранами в опалубку бетонируемой конструкции. По устройству и принципу действия бадьи подразделяют на поворотные и неповоротные. Наиболее распространены поворотные бадьи. Подача бетонной смеси в поворотных бадьях на строительной площадке производится следующим образом. В зоне действия крана укладывается настил из щитов, на котором вплотную одна к другой устанавливаются поворотные бадьи. Автотранспортное средство, выгружаясь, равномерно заполняет бадьи бетонной смесью. Вместимость кузова автомобиля должна быть кратна вместимости бадей, а ширина кузова кратна или равна ширине их загрузочного отверстия. Перед подъемом краном бадьи с бетонной смесью проверяется исправность предохранительного устройства, исключающего самооткрывание затвора бадьи. Высота выгрузки бетонной смеси в конструкцию не должна превышать 1,5 м, при большей высоте выгрузки во избежание расслоения бетонной смеси следует применять виброхоботы.

Уплотнение бетонной смеси при бетонировании монолитных фундаментов осуществляется глубинными вибраторами. Эффективность уплотнения бетонной смеси при внутреннем вибрировании определяется радиусом действия глубинного вибратора в бетонной смеси и параметрами вибрирования. Диаметр рабочего наконечника глубинного вибратора выбирают в зависимости от степени армирования и размеров бетонируемой конструкции по открытой поверхности. Уплотняя бетонную смесь, вибратор погружают в уплотняемый слой вертикально или с наклоном к вертикали под углом не более 35°. При этом конец вибронаконечника погружают в ранее уложенный слой на глубину 5−10 Washing machine. Вибратор быстро опускается в уплотняемый слой бетонной смеси, остается неподвижным в течение 20−40 с, а затем медленно вытаскивается дня обеспечения заполнения бетонной смесью пространства, освобождаемого вибратором. Толщина слоя, уплотняемого ручным глубинным вибратором, не должна превышать 1,25 длины рабочей части вибратора. Шаг перестановки вибратора не должен превышать полуторного радиуса его действия. Радиус действия, а следовательно, и шаг перестановки глубинных вибраторов зависят от характеристики вибратора ( прил. 7).

Уплотнение бетонной смеси можно считать хорошим, если оседание бетонной смеси закончено, в местах примыкания бетона к опалубке появилось цементное молоко, прекратилось выделение больших пузырьков воздуха на поверхности. Уход за бетонной смесью заключается в наблюдении и контроле за тепловлажностным режимом твердения (зимой − прогрев, летом − мероприятия по укрытию, поливу и т.д.). Распалубливание (снятие опалубки) осуществляется после набора бетоном не менее 70 % проектной прочности.

Приготовление, транспортирование и укладка бетонной смеси

Приготовление бетонной смеси.В современном строительстве приготовление бетонной смеси в основном сосредоточено на автоматизированных бетонных заводах и в бетоносмесительных узлах предприятий.

Процесс приготовления бетонной смеси состоит из автоматического дозирования всех компонентов бетонной смеси и перемешивания их в бетоносмесителях до получения однородной массы.

Применяемые бетоносмесители непрерывного действия состоят из цилиндрического барабана с лопастями на внутренней поверхности. За счет вращения барабана и винтообразного направления лопастей материалы перемещаются вдоль барабана и тщательно перемешиваются, а готовая бетонная смесь через разгрузочное устройство непрерывным потоком поступает на транспортные средства. Производительность бетоносмесителей непрерывного действия до 120 м З /ч, в то время как бетоносмеситель периодического действия емкостью 2400 л имеет производительность до 36 м З /ч.

Однородность и прочность бетона в значительной, мере определяются качеством перемешивания смеси. Для получения однородной бетонной смеси следует строго соблюдать оптимальное время перемешивания, которое зависит от емкости барабана бетоносмесителя, подвижности бетонной смеси и других факторов и устанавливается опытным путем.

Транспортирование бетонной смеси вбольшинстве случаев производится автосамосвалами, а на малые расстояния (в пределах строительной площадки).ленточными транспортерами, бетононасосами, вагонетками, бадьями и др. Любой способ транспортирования должен исключать возможность расслоения и снижения степени подвижности бетонной смеси в результате испарения воды, вытекания цементного молока или начала схватывания цемента. Поэтому следует транспортировать бетонную смесь по кратчайшим расстояниям, с наименьшим числом перегрузок и ограничивать длительность перевозки (до 1 ч.).

В случае, когда строительная площадка находится на значительном расстоянии от бетонного завода для перевозки и приготовления бетонной смеси используются автобетоносмесители. Смесительный барабан автобетоносмесителя загружают на заводе исходными материалами, а бетонная смесь приготовляется в пути в непосредственной близости от места укладки бетона.

Укладка бетонной смеси. Качество бетонных и железобетонных конструкций в значительной мере зависит от способа укладки и уплотнения бетонных смесей.

Средства транспортировки бетонной смеси

В заранее подготовленную опалубку (форму) с установленной в ней арматурой бетонную смесь обычно укладывают горизонтальными слоями. При этом смесь должна плотно заполнять весь объем опалубки или формы, включая углы и суженные места. Для механизации этой довольно трудоемкой операции используют специальные механизмы: бетонораздатчики и бетоноукладчики.

Бетонную смесь, как правило, уплотняют вибрированием, после чего зерна крупного заполнителя укладываются компактно, промежутки между ними заполняются цементным раствором, а пузырьки воздуха вытесняются наружу. При прекращении вибрирования уложенная в опалубку или форму бетонная смесь мгновенно загустевает.

Для уплотнения бетонной смеси применяют электромагнитные, пневматические, но чаще всего электромеханические вибраторы.

По конструкции различают вибраторы поверхностные, глубинные и площадочные. Выбирают вибратор в зависимости от вида, формы и размеров бетонируемой конструкции. Конструкции с большими открытыми поверхностями (полы, плиты и т. п.) бетонируют поверхностными вибраторами, которые обеспечивают распространение колебаний в толщу бетона на глубину 20. 25 Washing machine. Перемещать поверхностный вибратор с одной позиции на другую рекомендуется так, чтобы он своей площадкой перекрывал на 10. 20 Washing machine границу уже провибрированного участка.

При бетонировании массивных конструкций (фундаменты, колонны и др.) используют глубинные вибраторы. вибробулавы и вибраторы с гибким валом. Уплотняют бетонную смесь внутренними вибраторами по слоям, толщина которых не должна превышать 1,25 длины рабочей части вибратора, а шаг перестановки не должен быть выше полуторного радиуса их действия.

Продолжительность вибрирования на каждой позиции должна обеспечивать достаточное уплотнение бетонной смеси, основными признаками которого являются прекращение оседания бетонной смеси, появление цементного молокана ее поверхности и прекращение выделения воздушных пузырьков. В зависимости от степени подвижности бетонной смеси продолжительность вибрирования на одной позиции 20. 60 с. транспортировать бетонную смесь по кратчайшим расстояниям, с наименьшим числом перегрузок и ограничивать длительность перевозки (до 1 ч.).

В случае, когда строительная площадка находится на значительном расстоянии от бетонного завода для перевозки и приготовления бетонной смеси используются автобетоносмесители. Смесительный барабан автобетоносмесителя загружают на заводе исходными материалами, а бетонная смесь приготовляется в пути в непосредственной близости от места укладки бетона.

Укладка бетонной смеси. Качество бетонных и железобетонных конструкций в значительной мере зависит от способа укладки и уплотнения бетонных смесей.

В заранее подготовленную опалубку (форму) с установленной в ней арматурой бетонную смесь обычно укладывают горизонтальными слоями. При этом смесь должна плотно заполнять весь объем опалубки или формы, включая углы и суженные места. Для механизации этой довольно трудоемкой операции используют специальные механизмы: бетонораздатчики и бетоноукладчики.

Бетонную смесь, как правило, уплотняют вибрированием, после чего зерна крупного заполнителя укладываются компактно, промежутки между ними заполняются цементным раствором, а пузырьки воздуха вытесняются наружу. При прекращении вибрирования уложенная в опалубку или форму бетонная смесь мгновенно загустевает.

Для уплотнения бетонной смеси применяют электромагнитные, пневматические, но чаще всего электромеханические вибраторы.

По конструкции различают вибраторы поверхностные, глубинные и площадочные. Выбирают вибратор в зависимости от вида, формы и размеров бетонируемой конструкции. Конструкции с большими открытыми поверхностями (полы, плиты и т. п.) бетонируют поверхностными вибраторами, которые обеспечивают распространение колебаний в толщу бетона на глубину 20. 25 Washing machine. Перемещать поверхностный вибратор с одной позиции на другую рекомендуется так, чтобы он своей площадкой перекрывал на 10. 20 Washing machine границу уже провибрированного участка.

Приготовление бетонной смеси

При бетонировании массивных конструкций (фундаменты, колонны и др.) используют глубинные вибраторы. вибробулавы и вибраторы с гибким валом. Уплотняют бетонную смесь внутренними вибраторами по слоям, толщина которых не должна превышать 1,25 длины рабочей части вибратора, а шаг перестановки не должен быть выше полуторного радиуса их действия.

Продолжительность вибрирования на каждой позиции должна обеспечивать достаточное уплотнение бетонной смеси, основными признаками которого являются прекращение оседания бетонной смеси, появление цементного молокана ее поверхности и прекращение выделения воздушных пузырьков. В зависимости от степени подвижности бетонной смеси продолжительность вибрирования на одной позиции 20. 60 с.

На заводах сборного железобетона бетонную смесь уплотняют в формах на стационарных виброплощадках. Применяют, кроме того, и другие способы уплотнения бетонных смесей, например, центрифугирование, вибропрессование, виброштампование, вибровакуумирование, вибропрокат.

Твердение бетона и уход за ним.Рост прочности бетона возможен только при определенных температурных и влажностных условиях. В нормальных условиях твердения (температура окружающей среды 15. 20 о С и влажность 90.100%) бетон в течение 28 сут набирает марочную прочность. Твердение бетона значительно ускоряется при повышении температуры среды до 60. 85 о С с обязательным сохранением в бетоне влаги. Во влажной среде бетон приобретает значительно большую прочность, чем на воздухе. В сухих условиях он быстро теряет влагу, и его дальнейшее твердение прекращается.

Для того чтобы уложенный и уплотненный бетон получил требуемую прочность в назначенный срок, за ним необходим правильный уход. Особенно важен уход за бетоном в первые дни после укладки, иначе можно настолько снизить качество бетона, что его нельзя будет исправить даже при последующем тщательном уходе.

Свежеуложенный бетон выдерживают во влажном состоянии и предохраняют от сотрясений, ударов, каких-либо повреждений, а также резких изменений температуры. В летнее время открытые поверхности свежеуложенного бетона следует укрывать мешковиной, рогожей, песком, опилками или другими материалами и периодически увлажнять. Поливать бетон начинают не позднее чем через 10.12 ч после бетонирования, а в жаркую ветренную погоду через 2-З ч. Летом бетон обычно поливают в течение первых 3 сут не реже чем через каждые 4 ч днем и не менее 1 раза ночью, а в последующее время. не менее 3 раз в сутки. Бетон, приготовленный на портландцементе, следует поливать не менее 7 сут., на прочих цементах, в том числе на цементах с пластифицирующими добавками. не менее 14 сут. Особенно обильно надо поливать ночью. Вместо полива водой поверхности бетона можно покрывать битумной эмульсией, лаком этиноль, латексом и другими жидкими материалами, которые образуют непроницаемую пленку, надежно защищающую бетон от испарения влаги.

Распалубливать бетонные и железобетонные конструкции следует только после достижения бетоном определенной прочности, устанавливаемой путем испытания контрольных образцов-кубов.

Твердение бетона при температурах ниже 5. 10 о С значительно замедляется, а при температурах ниже нуля практически прекращается. Находящаяся в бетоне свободная вода, замерзая, увеличивается в объеме, что приводит к нарушению структуры еще не затвердевшего цементного камня, а это, в свою очередь, снижает конечную прочность бетона. Наиболее опасно замерзание бетона в период схватывания цемента. Поэтому основным условием ведения бетонных работ в зимнее время является обеспечение в уложенном бетоне определенной положительной температуры, исключающей замерзание бетона в раннем возрасте до достижения им к моменту замерзания 50% марочной прочности.

Для предупреждения раннего замерзания бетона и обеспечения твердения его при низких температурах применяются способ «термоса», паро- и электротермообработка бетона, а также применение бетона с химическими добавками. ускорителями твердения. Каждый способ можно применять самостоятельно или в сочетании.

Способ «термоса» применяется при бетонировании массивных конструкций и предусматривает обеспечение в бетоне во время его твердения положительной температуры за счет подогрева до 40 о С составляющих бетонной смеси (воды, песка, крупного заполнителя) и теплоты, выделяемой цементом при твердении.

Для сохранения запаса теплоты в течение определенного срока конструкции из свежеуложенного бетона утепляют, покрывая их соломенными матами, опилками, шлаком и др.

При бетонировании в зимнее время немассивных конструкций (колонн, балок, перекрытий и т.п.) уложенную в опалубку бетонную смесь подвергают паро-и электротермообработке.

Применяя эти методы термообработки бетона, удается в течение 1. 2 сут получать прочность, равную 50.70% марочной.

Химические добавки применяют с целью снизить температуру замерзания воды в бетонной смеси и обеспечить возможность твердения бетона при отрицательной температуре. В качестве химических добавок вводят хлористый кальций и натрий, нитрит натрия, нитрит-нитрат кальция, мочевину, поташ, а также комплексные химические добавки на основе пластификатора и противоморозного компонента.

Контроль качества бетона.Качество бетонных работ контролируют на всех этапах производства: испытывают составляющие бетонной смеси, систематически проверяют правильность дозирования, перемешивания и уплотнения бетонной смеси, контролируют твердение бетона, определяют прочность затвердевшего бетона.

Прочность бетона контролируют путем отбора проб бетонной смеси и изготовления из нее контрольных образцов-кубов, которые должны твердеть в тех же условиях, что и бетон монолитных конструкций. Контрольные образцы испытывают в возрасте 7 и 28 сут. или в другие установленные сроки.

Разработаны неразрушающие механические и физические методы определения прочности и однородности бетона. Принцип действия их основан на зависимости величины заглубления в бетон бойка (шарика) при ударе от прочности испытуемого бетона или на изменении скорости распространения ультразвукового импульса или волн удара в бетон в зависимости от его плотности и прочности. Для выявления внутренних скрытых дефектов структуры бетона (трещин, раковин, пустот и т.д.) применяют специальные ультразвуковые дефектоскопы.

Дата добавления: 2016-02-16 ; просмотров: 5579 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ